Монастырь Зограф расположен на северо-западном лесистом склоне Святой Горы, в получасе ходьбы от моря. Зограф — монастырь болгарский, общежительный. Основан в начале IX в. тремя родными братьями, родом из Охриды в древней Болгарии. Во времена папского гонения монахи мужественно отстаивали свою обитель. В результате борьбы латиняне сожгли в башне монастыря 26 монахов (память 23 октября). Их похоронили в братской могиле и в 1873 г. поставили в их честь памятник.
Главный храм, построенный в 1801 г. на месте прежнего и расписанный в 1817 г., посвящен вмч. Георгию Победоносцу. В нем находятся три чудотворные иконы вмч. Георгия: одна – самоизобразившаяся, другая – чудесно приплывшая по морю, третья – присланная сербским царем Стефаном Душаном. В алтаре собора есть чудотворная икона Божией Матери, называемая «Услышательница». В отдельном малом храме Успения Божией Матери находится другая чудотворная икона «Акафистная-Зографская».
Сведения об иконе «Услышательница» — «Епакусаса» можно почерпнуть из жизнеописания преподобного Космы, отшельника Зографского, подвизавшегося в конце XIII – начале XIV вв. (память 5 октября). Оставшись по окончании службы в храме в одиночестве, прп. Косма, желая получить от Господа указание на дальнейшее течение своей иноческой жизни, молился перед иконой Богоматери: «Пресвятая Богородице! Помолись Сыну Твоему и Богу, да наставит меня на путь спасения!» Едва только он произнес это, как услышал голос Божией Матери: «Сыне и Боже Мой! Научи раба Твоего Косму, как ему спастись». Тотчас же последовал ответ на это моление: «Пусть удалится из монастыря в безмолвие». И Косма последовал Небесному откровению – удалился в пустынь, высек в скале пещеру и провел здесь всю свою жизнь в непрестанных иноческих подвигах. За чистоту жизни и строгие подвиги отшельник был удостоен от Бога дара чудотворений. А икона, от которой св. Косма слышал голос, была названа «Услышательницей», ибо Пресвятая Богородица скоро услышала голос молящегося верного Своего раба.
«Предвозвестительница»
Икона Пресвятой Богородицы «Акафистная» — «Зографская»– помощница в борьбе с еретиками. Близ Зографского монастыря подвизавшийся в уединении некий старец пел акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконою и вдруг услышал голос: «Радуйся и ты, старец Божий!» Старец затрепетал от страха. Голос от иконы говорил, чтобы старец скорее шел в монастырь и объявил игумену и братии, что к обители приближаются враги, и чтобы, кто слаб в духе терпения – пусть скроется, пока пройдет искушение, но желающие страдальческих венцов пускай остаются. Старец поспешил в монастырь, но едва он вошел туда, как икона, от которой он слышал голос, уже явилась впереди него. Инок взял ее и с нею явился к игумену. Тогда чувствовавшие себя слабыми из братии скрылись в горы, а 26 иноков, в том числе настоятель и сам старец, остались в монастыре и заперлись в башне. Латиняне, пришедши к обители, стали убеждать отпереть монастырские ворота и признать папу главой всей Церкви, обещая за это всякие милости и много золота. «У нас глава Церкви – Христос, – отвечали иноки с башни, – и мы все скорее умрем, чем позволим осквернить святость этого места вашим насилием». – «Так умирайте же!» – с яростью воскликнули латиняне и, обложив башню хворостом, зажгли; иноки, благословляя Бога, предали Ему свой дух. Это было 10 (23) октября 1276 г. Икона, от которой старец слышал голос, находилась при страдальцах и была найдена под пеплом совершенно невредимой.
Самонаписаннная или Явленная икона св. Георгия «Фануилева» в 898 г. по воле Божией изобразилась сама собою на чистой иконной доске. И именно она впоследствии дала название монастырю – «Зограф», что означает «живописный» или «живописец». Предание предписывает основание Зографа трем родным охридским братьям-монахам – Моисею, Аарону и Иоанну, избравшим уединенную жизнь близ нынешнего монастыря на Афоне. Господь услышал молитву братьев-монахов и Сам благоволил открыть, кому из святых Его угодников посвятить небольшую церковь. После длительного молитвенного подвига и короткого сна они увидели, что ночью на приготовленной к иконописанию доске чудным образом возник лик святого вмч. Георгия Победоносца. Устроенная братьями-монахами обитель по воле Божией была посвящена этому святому.
Одновременно с этим чудом на Афоне произошло и другое дивное событие, но далеко от Святой Горы – на сирийской земле, в Фануилевом монастыре, расположенном недалеко от родного города вмч. Георгия – Лидды. Об этом чуде зографские монахи узнали несколько позже из уст изумленного игумена Евстратия и его спутников – монахов из Сирии, прибывших на Афон. На глазах у братии изображение на иконе св. Георгия неожиданно отделилось от доски, поднялось в воздух и скрылось из Фануилова монастыря в неизвестном направлении. Удивленные иноки пали ниц и долго молили Бога, чтобы Он открыл им, куда скрылся от них чудотворный образ великомученика. Господь услышал молитвы огорченных и испуганных монахов: сам св. Георгий, явившись опечаленным братьям, утешил их, поведав, что нашел себе храм на Святой Горе Афон и предложил им поспешить туда же. Исполняя волю Божию, монахи вместе с игуменом поспешили на Афон, где поселились в Зографе, потому что именно здесь и нашли оставивший их в Сирии лик святого. На Афоне игумен Евстратий стал игуменом Зографской обители и вместе с монахами из Фануилева монастыря мирно закончил на Святой Горе свои земные дни.
Икона примечательна тем, что на ней, возле левой ноздри святого, с незапамятных времен остается до сих пор крайняя часть пальца в засохшем виде, которым некогда грубо и небрежно коснулся иконы один недоверчивый епископ, странствовавший по Святой Горе. Он никак не хотел верить в чудеса, исходящие от иконы, за что и был наказан. Недоверчивый епископ без должной почтительности предстал перед иконой св. Георгия и легкомысленно спросил сопровождавшего монаха: «Не эта ли – та самая чудотворная икона?» – и указательным пальцем коснулся лика св. Георгия. Безрассудная дерзость паломника, несмотря на его духовный сан, была наказана: палец не только мгновенно прилип, но и навсегда прирос к иконе. Несчастному епископу пришлось в невыносимых болях перенести вынужденную операцию. Когда палец был отрезан, недоверчивый до этого события епископ наконец-то убедился в чудотворении зографской иконы.
Икона св.Георгия «Аравийская» чудесной Божией силою приплыла на волнах Эгейского моря из Аравии и остановилась недалеко от пристани греческого монастыря Ватопед. Не только этот монастырь, но все афонские обители желали иметь чудотворную икону св. Георгия. Монахи даже вступили в спор, чьей обители должна принадлежать чудесная находка, но поддержали мнение старцев, решивших, пусть свершится воля Божия: обретенную икону возложили на спину молодого дикого мула и пустили его с ней по афонским тропам, чтобы видеть, около какого монастыря изволит он оставить свою бесценную поклажу. Мул миновал Ватопед и пошел по каменным тропам в гору, в лесные дебри. Через некоторое время его нашли с иконой на холме напротив Зографа. С сердечной радостью иноки этой обители приняли к себе вторую икону св. Георгия. В память об этом чудесном событии на том самом месте, где когда-то остановился мул с чудотворной иконой, иноки построили келию с маленькой церковью во имя св. Георгия Победоносца.
Третья чудотворная икона св. Георгия, именуемая «Молдавской», расположенная у колонны, на которую опирается северо-западная часть соборного купола монастыря, была преподнесена в дар Зографу молдавским господарем Стефаном Великим во исполнение воли самого св. Георгия. Однажды, когда его окружили несметные полчища неверных, он думал искать спасения в стенах крепости; но на стене предстала ему мать и сказала: «Не велю отворять тебе ворот, доколе не победишь врагов, потому если не можешь устоять против них в поле, мало на тебя надежды и за стенами». Перед каждой очередной битвой Стефан III часто и подолгу молился перед иконой св. Победоносца Георгия, находившейся в келии его матери. По преданию, однажды после ночной молитвы ему явился в тонком сне сам св. Георгий в богатырских доспехах. Стефан просил святого укрепить его на врагов веры. Святой Георгий обещал быть рядом с воеводой во время битвы с турками, только Стефан должен взять икону у матери в бой, чтобы она видимым присутствием воодушевляла самого Стефана и его малочисленную дружину. Святой Георгий предложил Стефану выполнить еще одно условие – по окончании ратных подвигов обновить монастырь Зограф, а саму икону оставить в этой же обители на Святой Горе Афон. Рассказывают, что это событие произошло в 1474 г., когда Стефан III добился очередной победы над турками. Сохранилось предание и о том, что пленные турки свидетельствовали Стефану III: среди них «на белом коне носился неизвестный и неуловимый воин с копьем. Бесстрашный и неуязвляемый, он смело разил и прорезывал целые ряды врагов». По этим признакам сам Стефан III и его воины угадывали, кто был в победном бою их таинственным соратником, а потому славили Бога и Его дивного святого – Георгия Победоносца. Завершив ратные подвиги, в которых он одержал свою 51-ю победу, славный воевода Стефан Великий во исполнение обета поместил чудотворный образ в обители и обновил все монастырские постройки Зографа.
В монастыре находятся следующие святыни: часть Животворящего Древа Креста Господня; глава прп. Матроны Хиосской; части мощей: ап. Андрея, ап. Матфея, прмч. Стефана Нового, вмч. Георгия и кровь его, архидиак. Стефана, сщмчч. Игнатия Богоносца, Антипы и Харалампия, мчч. Никиты, Нестора, Варлаама, Кирика, вмч. Феодора Стратилата, прп. Феодосия Великого, вмчч. Прокопия и Меркурия, вмч. Иакова Персянина, свт. Евтихия Цареградского, безсрр. Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, вмч. Пантелеимона, мч. Трифона, свтт. Петра и Афанасия Александрийских, сщмч. Климента, сщмч. Ферапонта и других святых.
Кроме собора и храма Успения, в обители находятся еще параклисы:
- Преображения Господня
- свв. Архангелов
- Рождества св. Предтечи Иоанна
- вмч. Димитрия Солунского
- Благовещиния Богородицы
- свт. Николая Мирликийского
- Покрова Божией Матери
- свт. Спиридона Тримифунтского
- святых 26 прмчч. Зографских.
Вне обители находятся 10 малых храмов.
Расстояние от Кареи до монастыря Зограф – 17,5 км.
Престольный праздник – 23 апреля (6 мая) — великомученика Георгия Победоносца.
Тел. (30-23770) 23247.