Монастырь Ватопед расположен в небольшой бухте на холме над самым морем на северо-восточном берегу Афона между монастырями Эсфигмен и Пантократор. Этот монастырь — один из самых древних, богатых и обширных монастырей на Святой Горе. По преданию, он основан равноапостольным царем Константином в первой половине IV в., но в том же столетии был разорен богоотступником Юлианом.
В конце того же столетия монастырь был восстановлен греческим императором Феодосием (379 — 395) в благодарность Богу за спасение от потопления его царственного сына Аркадия.
У императора было трое детей: Аркадий, Гонорий и Плакидия. Выдав дочь замуж, он отправил молодую чету с двумя своими сыновьями в Рим. На обратном пути из Рима в Константинополь на борту корабля находился сын императора Аркадий с придворными. Возле местечка Имброс Аркадия во время шторма смыло за борт, и он исчез в волнах. Корабль нашел убежище от бури возле того места, где сейчас стоит Ватопедский монастырь. И вот погруженные в скорбь придворные вдруг увидели Аркадия, спавшего мирным сном под кустом куманики. Аркадий рассказал им, как его чудесным образом спасла Богородица. В благодарность император воздвиг на этом месте монастырь, который впоследствии стали называть Ватопед (вато — куст, педион — ребенок).
Соборный храм монастыря, один из самых обширных на Афоне, построен в Х в. и освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В главном соборе обители сохранились фрески македонской школы XIV в. и прекрасная византийская мозаика. На Святой Горе это единственное место, где есть мозаика такого типа.
В Ватопеде хранится главная его бесценная святыня — пояс Пресвятой Богородицы. Пояс сделан из верблюжьего волоса и издает чудесное, неземное благоухание. Вначале он хранился во Влахернском храме в Константинополе, потом был перенесен в храм Святой Софии, а после вторжения турок его выкупил Сербский Царь Лазарь I, который и передал его в дар Ватопеду. Пояс разделили на три части, чтобы исключить возможность его потери.
В монастыре хранятся следующие святые мощи: главы Святителя Григория Богослова и Святителя Андрея Критского; нога Апостола Варфоломея; части мощей великомученика Феодора Стратилата; стопа преподобномученицы Параскевы Римляныни; частица мощей мученика Кирика; часть главы мучеников Сергия и Вакха; часть главы священномученика Харалампия; часть правой руки священномученика Ермолая; часть правой ноги великомученика Пантелеимона; часть руки мученика Трифона; часть руки Святителя Иоанна Милостивого; часть плеча Архидиакона Стефана; часть руки великомученицы Марины; глава преподобного Евдокима Ватопедского; часть главы Святителя Модеста; честное миро великомученика Димитрия Солунского; Честный пояс Богородицы.
Среди святынь монастыря — части Животворящего Древа Креста, трости, губы, багряницы Христовых. В обители находятся семь чудотворных икон Божией Матери:
- На горном месте находится икона Пресвятой Богородицы, называемая «Ктиторская»
- Икона Божией Матери названная «Живоприятная» (Предвозвестительница)
- Икона Божией Матери «Всецарица»(«Пантанасса»)
- Чудотворная икона Божией Матери, так называемая «Закланная» («Эсфагмени»)
- Икона Божией Матери, названной«Отрада» или «Утешение»(«Парамифия»)
- В дохиарной монастыря находится иная чудотворная икона Божией Матери, называемая «Елеоточивая» ( «Дохиарисса»)
- Икона Божией Матери «Простреленная»(«Пироволифиса»)
«АЛТАРНИЦА»
«Ктиторская» икона, также называемая «Алтарницей» («Виматарисса»), была пожертвована Ватопедскому монастырю императором Феодосием I Великим в память о чудесном спасении своего сына Аркадия. Эта икона была названа Ктиторской, в память того, что император был ктитором (с греч. — устроителем и украсителем монастыря). Эта икона была поставлена в соборном Благовещенском храме в алтаре на горнем месте, что послужило поводом к названию ее еще «Алтарницей».
Когда в 862 г. грабители арабы напали на Святую Гору и были уже недалеко от Ватопеда, екклисиарх монастыря скрыл Ктиторскую икону Пресвятой Богородицы вместе с Животворящим Крестом в колодец, под помостом храма, за мраморною плитою, зажегши пред святыней свечу, и уже после этого бросился бежать. Однако спастись бегством ему не удалось: варвары схватили его и увели в плен на остров Крит.
Когда через 40 лет он получил свободу и возвратился в полуразрушенную обитель, то вспомнил о скрытых святынях — иконе Пресвятой Богородицы и Животворящем Кресте — и спросил о них у тогдашнего настоятеля Николая и у братии. Однако никто ему не мог дать удовлетворительного ответа. Старец попросил сдвинуть одну из плит алтарного помоста. Братия поверила старцу. И когда по указанию екклисиарха подняли плиту, то действительно, нашли в колодце икону Богородицы и Животворящий Крест Господень. Даже свеча еще горела пред ними. Эта свеча до сих пор горит неугасимо справа пред Ктиторской иконой Богоматери: иноки, подбавляя воск, сберегают ее таким образом из рода в род, чтобы она осталась до последнего дня существования этой обители.
Так как обе святыни были найдены в понедельник, то, начиная со времени их обретения, в этот день в Ватопеде совершается торжественный молебен Божией Матери в соборе, а на следующий день, во вторник, в том же соборе служится торжественная Литургия с благословением колива и возношением части просфоры в честь Богоматери.
Такое постоянное празднование продолжается вот уже десять столетий и как нельзя лучше свидетельствует об истинности события, глубоко запечатленного в преданиях обители. Особая торжественность этого празднования видна уже из одного того, что Литургия во вторник совершается в соборном храме, тогда как, по установившимся правилам, она на Святой Горе служится в соборах только по воскресным и праздничным дням, в будни же всегда в придельных церквах, или параклисах.
«ПРЕДВОЗВЕСТИТЕЛЬНИЦА»
Икона «Живоприятная» изображена на северной наружной стене собора, к которой пристроен храм вмч. Димитрия. Икона написана и храм пристроен по следующему случаю. В 382 г. царевна Плакидия, чтобы повидаться со своим братом, греческим императором Аркадием, отправилась морем из Рима в Константинополь. Проплывая недалеко от Афона, она пожелала поклониться иконе Пресвятой Богородицы в Ватопедском монастыре, который был устроен ее отцом, императором Феодосием, и она приказала пристать своему кораблю к Афонской Горе.
Иноки монастыря, узнав о прибытии царевны, вышли на берег, чтобы встретить ее с приличествующими почестями. Когда же они узнали о ее желании, то поняли, что будет нарушен древний афонский Устав, которым запрещается вход женщинам на Святую Гору. Но, не смея ослушаться приказания сестры императора, монахи решились ввести царевну в монастырь.
Плакидия, по смирению, хотела войти в соборный храм не западными, но северными вратами, но едва приблизившись к ним, вдруг услышала голос: «Стой! Не иди далее, иначе строго будешь наказана». Тогда царевна в страхе пала на землю и со слезами просила прощения у Царицы Небесной.
Узнав же, что некоторые женщины за вход на Афон были наказуемы смертию, царевна, в благодарность за свое помилование от Пресвятой Богородицы, пристроила к собору церковь во имя вмч. Димитрия, а на том месте, где она услышала голос, запретивший ей входить в храм, приказала написать икону Богоматери, которая получила название «Живоприятной», или «Предвозвестительницы». Когда же Плакидия рассказала брату о бывшем с нею чуде в Ватопедском монастыре, то он отправил туда большие дары.
«ВСЕЦАРИЦА»
Икона «Всецарица» — «Пантанасса» была написана в XVII в. Чудесная ее сила проявилась, когда подошедший к ней юноша был неведомой силой отброшен, а образ засиял. Через некоторое время оказалось, что юноша занимался колдовством. Богоматерь впоследствии наставила его на путь спасения. Помимо исцеления от злых чар и от колдовства, она имеет благодать исцелять болящих и от онкологических заболеваний.
«ЗАКЛАННАЯ»
«Закланная» — «Эсфагмени», как и Иверская, тоже перенесла жестокое ранение от руки человека. Историю эту хранят стены Ватопедского монастыря. Здесь служил один инок. Однажды поссорившись с келарем, который не накормил его обедом, он пришел в крайнее расстройство духа. Свою обиду он обрушил на лик Богородицы, да так, что схватил нож и нанес удар в десную ланиту.
Чудо свершилось тотчас: живая кровь заструилась из раны. Иконоубийца затрепетал. Остаток своей жизни он провел в покаянии. И Богородица простила грешника, но за святотатский проступок на всю жизнь покарала его руку. Даже в могиле рука, в отличие от всех прочих членов, осталась черной, что было отмечено при вскрытии могилы через три года.
«ОТРАДА» ИЛИ «УТЕШЕНИЕ»
Икона «Отрада» или «Утешение» — «Парамифия» находится в одноименном параклисе, на стене при правом клиросе. В 807 г. шайка разбойников подступила к Святой Горе, чтобы напасть на один из самых богатых монастырей – Ватопедский. Разбойники, ночью выйдя на берег, спрятались до утра в прилежащих к монастырю кустарниках, чтобы, как только откроются монастырские ворота, напасть на монастырь и захватить его. Но Пресвятая Богородица не допустила совершиться варварскому замыслу.
По окончании Утрени, когда братия разошлась по келиям на краткий отдых, настоятель монастыря остался в церкви, чтобы заняться совершением своего утреннего монашеского правила. Вдруг он слышит голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников!» Игумен, смутившись, устремил свои глаза на икону Богоматери, от которой слышался этот голос, — и ему открылось поразительное чудо. Он увидел, что лик Богоматери оживился, равно как и лик держимаго Ею Младенца Иисуса. Предвечный Младенец, простерши Свою десницу и закрывая ею уста Своей Божественной Матери, обратил к Ней лицо Свое и сказал: « Нет, Мати Моя, не говори им этого, пусть они понесут заслуженное наказание»!
Но Богоматерь, стараясь удержать Своею рукою руку Сына и Господа, уклоняясь лицом от Него направо, снова произнесла двукратно те же самые слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников!» Пораженный ужасом от этого страшного чуда, игумен тотчас же созвал всю братию, пересказал им случившееся, и все с крайним изумлением заметили, что лики Богоматери и Господа Иисуса и вообще очертания иконы приняли другое положение, нежели оно было, а лик же Младенца Иисуса принял строгий и даже грозный вид. В чувствах живой признательности они прославили заступление и промысел о них Пресвятой Богородицы, взошли на монастырские стены и отразили нападение разбойничьей шайки.
«ЕЛЕОТОЧИВАЯ»
Чудотворная икона Божией Матери «Елеоточивая» — «Дохиарисса» прославилась и получила свое название по следующему случаю. Однажды в Ватопедской обители случился недостаток в масле. Его остался только один сосуд, и дохиар, т. е. заведующий хозяйством, не стал давать масла братии. Но игумен, твердо надеясь на помощь Пресвятой Богородицы, велел ему давать елей.
И вот однажды он входит в дохиарную (кладовую) и думает, что теперь масло у него все истощилось. Но что же оказалось? Сосуд был так наполнен маслом, что оно переливалось через края его и текло из дверей дохиарной. Тогда все прославили и возблагодарили Царицу Небесную. От этой иконы неистощимо исходит дивное благоухание.
«ПРОСТРЕЛЕННАЯ»
Икона Божией Матери получила свое название при следующих обстоятельствах. В апреле 1822 г., когда Святая Гора была занята турецкими войсками, один из неистовых агарян дерзнул выстрелить из ружья в лик Пречистой Девы, изображенный на святой иконе, находящейся в стенной нише над монастырскими вратами, со внешней их стороны.
Святотатственный выстрел полетел прямо в икону и ударил в правую руку изображенной на ней Богоматери. Но злодей не остался без должного наказания – тотчас же, по совершении этого безумного поступка, нечестивец стал жестоко терзаться угрызениями совести никому незримым действием гнева Божия и, наконец, в омрачении своем повесился на одном из масличных деревьев в саду. На иконе этой и до сих пор видна на руке Богоматери рана, произведенная выстрелом изувера-агарянина.
Расстояние от Кареи до монастыря Ватопед — 15 км.
Престольный праздник — 25 марта (7 апреля) — Благовещение Пресвятой Богородицы.
Тел. +(30-23770) 41488, 23219 (канцелярия отвечает на звонки с 09.00 до 13.00)
Факс. +(30-23770) 23781