Хиландар

Монастырь Хиландар расположен севернее всех святогорских обителей, в 30-ти минутах ходьбы от северо-восточного побережья полуострова. Путь от моря лежит через невысокие, густо поросшие лесом холмы. Считается, что название свое монастырь получил от имени основателя древней монашеской общины, располагавшейся на этом месте.

Основателями монастыря были сербские правители XII в. Стефан I Неманя и его сын Раско. Раско наследовал престол после двоих старших братьев, однако бежал на Афон, где и принял постриг в Русском монастыре с именем Савва. Через несколько лет Савва перешел в монастырь Ватопед, где к нему присоединился его отец. Разделяя устремления сына, Стефан I отрекся от престола, принял постриг в сербском монастыре Студеница, затем подвизался в Ватопеде уже как простой инок с именем Симеон. В 1198 г. Ватопедский монастырь отдал отцу и сыну Лавру Хиландар, лежащую тогда в руинах. Дар был скреплен указом императора Алексия III, подтверждавшим, что монастырь навеки переходит во владение сербов. Отец и сын восстановили монастырь, практически отстроив его заново.

Инок Симеон был погребен в монастыре Хиландар в 1200 г. Его сын Савва в 1204 г. решил вернуться в Сербию и забрал с собой останки отца, чтобы перезахоронить его в Студенице. Потеря святых мощей – это всегда трагедия, поэтому, когда сын перенес мощи прп. Симеона из Хиландарского монастыря, братия безутешно скорбела. Тогда преподобный явился во сне игумену Мефодию и сказал, что мощи необходимо было вернуть в Сербию, но взамен из его могилы вырастет виноградная лоза. Вскоре после этого, как свт. Савва отбыл с мощами, чудесным образом из камня под опустевшей могилой начала расти лоза, которая пробила стену храма и на которой до сих пор произрастает виноград. Этот виноград при строгом посте и молитвенном правиле принимают как лекарство от болезней и бесплодия. Сейчас лоза выглядит уже очень древней, но продолжает цвести и плодоносить. Виноград с нее высушивают и раздают паломникам, приезжающим помолиться о даровании детей.

Собор монастыря освящен в честь Введения во храм Божией Матери. В алтаре находится Евангелие, написанное золотыми буквами на листах из белой кожи.

Здесь, в соборе, на игуменском месте, находится икона Божией Матери «Троеручица», которая принадлежала церковному песнописцу св. Иоанну Дамаскину и теперь носит название Настоятельницы обители. Сама Царица Небесная когда-то явилась во сне одному из монахов, когда братия долгое время не могли выбрать игумена, и сказала, что Сама будет Игуменией монастыря. Иноки берут у Нее благословение на все свои послушания. Как известно, икона Божией Матери «Троеручица» получила столь необычное название после чудесного события, произошедшего в жизни прп. Иоанна Дамаскина. Служа при дворе калифа в городе Дамаске, он был несправедливо обвинен в заговоре с намерением сдать город врагам. В наказание калиф приказал отрубить ему руку. Всю ночь св. Иоанн молился перед иконой Богородицы, и отрубленная рука чудесным образом приросла к запястью. В благодарность св. Иоанн заказал мастерам серебряную руку и подвесил ее к иконе. Потом, став иноком Лавры прп. Саввы Освященного, он взял икону с собой. В XIII в. братия монастыря подарила эту икону святителю Савве Сербскому.

Кроме иконы «Троеручица», в Хиландарском монастыре находятся еще пять чудотворных икон Божией Матери:

  1. «Акафистная»
  2. «Попская»
  3. «Вразумившая екклисиарха»
  4. «Не сгоревшая во время пожара».
  5. «Млекопитательница»

Икона Божией Матери «Акафистная» получила такое название потому, что в 1837 г. по неосторожности екклисиарха загорелся в главном соборе иконостас, в котором стояла эта святая икона: иконостас почти весь испепелился, но она нисколько не пострадала от огня. Во время пожара в храме, пред иконой читали акафист, потому она и получила название «Акафистная». Есть предание, что св. Савва Сербский во время созидания Хиландарской обители, при случившемся тогда недостатке в средствах, получил от этой иконы откровение о том, что близ устрояемого им монастыря находится сокровище, обретение которого дало ему возможность ускорить начатое дело. Икона эта и ныне стоит в соборном иконостасе.


Чудотворная икона Божией Матери «Попская» находится в монастырском соборном храме при колонне у левого клироса. Некогда один еретичествующий иерей притворно объявил себя православным и поступил в число братии Хиландарской обители. Там он оставался некоторое время, тая в своем сердце от людей свои злоумышления. Но, прежде чем были приведены в исполнение его тайные намерения, Пресвятая Дева, Матерь Бога Всеведущего, призрела с высоты жилища Своего и в праведном Своем гневе скоро истребила с лица земли нечестивца: этот иерей неожиданно упал в море во время водосвятия и утонул. С тех пор чудотворную икону всегда носят во время крестных ходов и водосвятия; а так как носят ее при этом непременно иереи, то сербы и усвоили ей это название «Попская». Существует, однако, еще и другое объяснение наименования этой иконы Попской. Этот чудотворный образ считается покровителем певчих, почему и перстосложение у Божественного Младенца на нем изображено такое, каким обыкновенно начальник хора подает знак к пению. А так как у греческих церковных певцов искусство нотного пения и вообще нотная наука называлась в древности поповским искусством, то и икона получила название «Попская».


Икона Божией Матери «Вразумившая екклисиарха» замечательна тем, что однажды екклисиарх, стараясь затеплить перед нею лампаду, не мог этого сделать, потому что икона находится при северной двери из притвора в церковь, где постоянно дует ветер . В досаде екклисиарх произнес ропотные слова и, не засветивши лампады, хотел удалиться, но, пораженный гневом Богоматери за безумие свое и нетерпеливость, упал, и его нашли пред иконою без чувств.


Также в этом монастыре находится икона Богоматери «Не сгоревшая во время пожара», прославившаяся тем, что дивно сохранилась в пламени огня. В 1711 г. страшный пожар опустошил половину обители: сгорели келии восточные, западные и южные, но собор уцелел, хотя многие церковные сокровища, хранившиеся в монастырской ризнице при соборе, погибли. Эта святая икона стояла в то время в дохиарной (келарне – складе монастырской провизии), которая была истреблена пламенем, но икона осталась невредимой. Сейчас этот образ находится в новой библиотеке обители.


Млекопитательница

Икона Божией Матери  первоначально находилась в Лавре прп. Саввы Освященного близ Иерусалима. Святой основатель Лавры при кончине предсказал братии, что Лавру посетит паломник из Сербии Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Преподобный Савва мирно перешел ко Господу в VI в. Его предсказание исполнилось более чем через 6 веков: в XIII в. прибыл в Палестину св. Савва Сербский. Ему было передано пророческое завещание преподобного Саввы Освященного и братия благословила его иконою Богоматери «Млекопитательница». Возвращаясь в Сербию, св. Савва передал ее в собственность Хиландарского монастыря и поставил ее по правую сторону иконостаса, в церкви при Карейской келии, впоследствии названной Типикарницей, так как там хранился Типик (Устав) святителя Саввы.


Кроме собора, в Хиландаре есть еще 13 маленьких церквей и часовен, среди которых: Покрова Пресвятой Богородицы, свв. Архангелов, св. Предтечи Господня Иоанна, свв. Двенадцати Апостолов, первомуч. Стефана, Cорока мучеников Севастийских, свт. Николая Чудотворца, вмч. Димитрия Солунского, прп. Симеона и свт. Саввы Сербских, вмч. Георгия Победоносца.

Кроме значительной части Древа Креста Господня, части Тернового венца, Крови, трости и пелен Христовых, в Хиландаре хранятся мощи святых: глава свт. Евтихия Цареградского; часть главы прор. Исаии; части мощей: св. Иоанна Предтечи, прп. Симеона Столпника, свт. Григория Богослова, мч. Евстратия, свт. Никифора Константинопольского, вмч. Пантелеимона, вмцц. Екатерины и Варвары и др.

Монастырь имеет великолепную сокровищницу и библиотеку с богатым собранием 800 славянских манускриптов, пергаментных рукописей с церковными текстами и музыкой и 7 тыс. книжных изданий.

К монастырю приписаны также 15 келий с 30-ю храмами и одно подворье, находящиеся в самой Карее и вне ее. Среди келий знаменитая на Афоне келия свт. Николая Чудотворца, прозванная «Белозерка». Келия славится своими иконописцами, о чем свидетельствуют старые русские иконы, среди которых выделяется икона Божией Матери – «Игумения Афонской Горы».

Расстояние от Кареи до монастыря Хиландар – 30 км.

Престольный праздник — 21 ноября (4 декабря) — Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Тел.  (30-23770) 23797, 23760
Факс. (30-23770) 23108