Один из самых тонких и одновременно самых важных церковных вопросов это различие между сущностью Бога и Его энергиями.
Наш Бог – несотворённый Творец, Который превышает всё существующее. Отсюда теоретически следует, что мы, люди, как Его создания, находимся на совершенно ином уровне бытия (особенно в нашем падшем состоянии), и не можем иметь с Ним никакой связи, ибо Он абсолютно недосягаем.
С другой стороны, опыт свидетельствует о том, что Господь Своей любовью присутствует в нашей повседневной жизни, а опыт со временем становится церковной нормой. Эта проблема чрезвычайно важна ещё и потому, что человек сотворён по образу и подобию Божию, а значит наша задача – уподобиться первообразу, то есть Богу. Наша цель – обожение, мы должны стать богами по благодати.
Как же совместить два этих плана?
Сущность Бога и Его энергии
Истина в том, что есть невыразимое отличие между сущностью Бога, которая совершенно непостижима, абсолютно непознаваема, и Его энергиями (благодатью, внешними действиями), которые могут быть познаны и при этом не нарушают свободу разумных существ.
Божественная сущность определяет, что такое Бог. Божественные энергии отображают, что делает Бог.
Если у твари поступки отделены от сущности, то в Боге, – поскольку Он совершенен и в то же время беспредельно прост, – и сущность, и энергии есть Сам Бог.
Святые отцы часто объясняли это с помощью одного образа, который хоть и не идеален, но всё же проясняет дело: огонь непознаваем по сути, по своей сущности, но постижим в своих энергиях – тепле и свете. Так же и сущность Бога недосягаема для нас, но постижимы Его энергии.
По творениям святого Григория Паламы