В сердце всякого новоначального совершается двоякое действие, двойственным образом, но без смешения: одно – от благодати и другое – от бесовской прелести.
Если принимать в расчет плоть, можно разделить это двоякое действие на три части – итак, есть троякая теплота действия, возгреваемая в людях то благодатью, то прелестью и грехом, то естественным переполнением кровью (оно укрощается и усмиряется умеренным воздержанием).
Действие благодати
Первое действие, действие благодати, есть сила огня Духа, которая в радости и веселии сердца движет, укрепляет, согревает и очищает душу, временно прекращает помыслы и умерщвляет телесное движение. Признаки и плоды благодати, обнаруживающие ее истину и непоколебимо удостоверяющие нас в ней, таковы: слезы, сокрушение, смирение, воздержание, молчание, терпение, замкнутость и прочие добродетели этого рода.
Действие прелести
Второе же, действие прелести, есть воспламенение греха, разгорячающее душу в услаждении, пробуждающее бешеное страстное влечение к плотскому сожительству в телесном движении. Беспорядочно и бессмысленно всё, что, распаляя сластолюбие, отличается неразумной радостью, превозношением, сумятицей чувств, невоздержанной веселостью. Это действие доставляет похоти при сотрудничестве ненасытного чрева вещество разжигающего удовольствия.
По творениям святого Григория Синаита, Марка Подвижника, Фалласия Ливийского и Диадоха Фотикийского