В начале притчи о Страшном суде говорится, что Иисус разделит нас, «как пастырь отделяет овец от козлов». Пусть так, но какое вообще отношение овцы и козлы имеют к Страшному суду?
Притча о Страшном суде
Прежде чем отвечать, давайте ознакомимся с этой притчей.
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
Евангелие от Матфея, 25: 31–46
Итак, мы видим, что Господь будет судить нас только по одному признаку – милосердию, состраданию (или наоборот, равнодушию), с которыми мы относились к ближним. Примеры, которые Он приводит, идут от сравнительно сложного к простому. Ведь посетить больного можно не только приехав в больницу скорой помощи, но и просто сказав доброе слово кому-то, кто погружён в уныние. Улыбка, доброе слово, короткая совместная прогулка могут быть потрясающей поддержкой человеку, который страдает от одиночества, депрессии.
Об овцах и козлах говорится потому, что на примере различий в их поведении хорошо видно, каковы в этом отношении мы. Видно, какие добрые дела мы можем совершать, чтобы достичь жизни вечной, избежав осуждения на вечное одиночество.
Так в чём же разница между овцами и козлами?
Овцы любят единство. Держатся одной отарой, не разбегаются и не хотят разобщения. Козлам, напротив, оно по душе – сразу прут кто куда, постоянно ищут пастбища и участки за пределами того, куда привёл их пастырь.
Овцы слушают пастыря. Они знают его голос, свободно за ним идут, любят его и не хотят покидать. Их очень легко пасти. Козлы же необычайно упрямы, своевольны, никого не слушают и очень легко увлекаются своими мыслями.
Овцы терпят боль. Болезнь или побои – покорно всё переносят. Терпят безропотно. А козлы строптивы, чуть что – вопят и поднимают хай.
Не будем же забывать, что ключ к нашему спасению – милосердное отношение к ближним по любви, а любовь исходит от Бога, потому что Бог есть любовь.
Кто не хочет быть милосердным, тот не хочет любви, не хочет Бога, а, значит, не хочет жизни.
В свою очередь, отсутствие любви это, по сути, отсутствие Бога, то есть вечная мука. Даже в самый последний момент, на Страшном суде козлы (в отличие от овец) противятся Богу, говоря: «Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Это их противление становится вечным, пустым противлением, бессмысленным противлением.