«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней»…
Евангелие от Луки 15: 11-15
Почему Священное Писание говорит нам о свиньях, но не упоминает других, быть может более важных, подробностей жизни блудного сына? Потому что таким образом оно показывает весь процесс погружения в грех.
Человек отходит от Бога, Его в этой притче символизирует отец, которого покидает блудный сын. Затем сын вовлекается и попадает в самую гущу ложных удовольствий, которые находит вдали от Бога, проматывая богатство Божьей благодати. Когда он растрачивает всё, его душа начинает голодать и отправляется пасти свиней. Почему свиней?
Свинские качества. Почему блудный сын пас свиней?
Потому что есть у них такие качества, которые хорошо подходят нашей притче:
Анатомически свиньи устроены так, что не могут смотреть в небо, только в землю.
Свиньи любят грязь. Даже если свинью отчистить и отмыть, она всё равно вернётся в ту же грязь, из которой вылезла.
Свиньи едят не сколько нужно, а сколько влезет, только ради услаждения пищей.
Свиньи едят даже собственный кал. Это настолько гнусно, что люди, если застанут свинью за этим, начинают бросать в неё камни. А свинье что – повернётся, кивнёт головой и продолжит есть кал. Считается, что в такие моменты она как бы визжит в ответ: «Да я только разок, всего один! Горяченькое же!»
Вот в какое состояние повергает нас грех: в свинское состояние, в состояние, которого мы и представить себе не могли, пока не согрешили. Но именно так и получилось.
Мы говорим: «Так далеко я никогда не зайду! Ни за что не паду так низко!» А потом как раз туда и падаем.
Смысл в том, чтобы не требовать своего, если это разлучает нас с Богом.
Мы должны обрести могущество в Самом Боге – ни больше, ни меньше.
По Евангелию от Луки 15: 11–15, поучениям старца Иосифа Ватопедского