Крещение Иоанна не имело отпущения грехов, только вело к этому. Иными словами, он проповедовал крещения покаяния, вернее то, к чему ведет крещение покаяния, а именно – чтобы люди, покаявшись и приняв Христа, получили от Него оставление грехов.
Далее: одежда «из верблюжьего волоса» была знамением скорби, таким образом Иоанн показывал, что кающемуся должно плакать, так как вретище обыкновенно служит знаком плача. А кожаный пояс означал омертвелость иудейского народа.
Так же и пища Иоаннова не только указывает на его воздержание, но и является образом духовной пищи тогдашних иудеев, которые не постигали ничего возвышенного, а питались только словом, устремленным ввысь, но опять падающим вниз. Ибо саранча («акриды») – такое насекомое, которое прыгает вверх, а потом опять падает на землю. Равным образом народ ел и мед, производимый пчелами, то есть пророками; только был он не домашним, а диким, поскольку иудеи имели Писания (которые разумеются под медом), но не понимали их правильно.
Есть и такое толкование: все, приходившие и крестившиеся от Иоанна, разрешались посредством покаяния от уз грехов своих, когда веровали во Христа. Таким образом, Иоанн у всех развязывал ремни, то есть узы греха. А у Иисуса не мог развязать такого ремня, потому что не находил у Него греха.
По творениям святого Феофилакта Болгарского, архиепископа Охридского