Многие думают, что кремация – вполне себе выход и удивляются: почему нельзя?
Прежде всего, не надо забывать, что тело человека – храм живущего в нем Святаго Духа (см. 1 Кор. 6, 15-19), а, значит, сжечь тело человека равноценно тому, чтобы сжечь храм, и даже больше, ведь наше тело гораздо важнее обычного храма.
Это, конечно, применимо и к остальным плотским грехам, но давайте не будем отвлекаться.
Поскольку тело создано Богом как место Его особого пребывания, – «И Слово стало плотью», как сказал св. Иоанн Богослов, – то сжечь тело значит разрушить земной дом Божий.
Если человек, живущий духовной жизнью, стяжал особую благодать Божью, она не покидает его тело, так что после смерти его честные мощи становятся святыней и источают полученную благодать. С этим напрямую связано почитание могил праведников или святых. Места упокоения исполняются благодатью, исходящей из тела усопшего святого, и сами становятся источником благодатных даров – известно множество примеров этому.
Как видно из текстов, Божий Промысел оставил в Церкви чинопоследование не «посмертной», но погребальной службы, то есть собрание молитвословий на погребение тела. Если тела не остается, такая служба бессмысленна.
Кроме того, хорошо известно, что мы сотворены по образу и подобию Бога – тело вместе с душой. Не только душа сотворена по образу и подобию Божию, но тело вместе с душой. Тогда получается, что, сжигая тело, мы безжалостно уничтожаем образ Божий.
Отдавая телу должное почтение, мы почитаем Бога и Его храм. А относиться к телу без уважения значит изгонять Бога из себя. Естественно, понимать это нужно духовно и не изнеживать тело сластями и утехами.