Как начать духовную жизнь

Поделитесь :

Пантелеймонов монастырь. Афон

Тем из нас, кто хочет начать духовную жизнь, отойти от мирского, уйти из Египта и спастись от фараона, определенно нужен своего рода Моисей в качестве посредника с Богом. Он встанет между действием и созерцанием, поднимет руки в молитве за нас перед Богом, чтобы, направляемые Им, мы могли пересечь море греха и сокрушить Амалика страстей. 

Вот поэтому те, кто покорился Богу, обманывают сами себя, если полагают, что им не нужен духовник. У тех, кто вышел из Египта, в качестве наставника был Моисей, а у тех, кто спасался из Содома, – ангел. 

Первые подобны тем, кто излечился от душевных страстей с помощью врачей: это те, кто вышел из Египта. Вторые подобны тем, кто стремится отвергнуть нечистоту убогого тела. 

Вот поэтому им и нужен помощник, скажем, ангел, или, по крайней мере, кто-то равный ангелу. Учитывая меру наших глубоких язв, нам нужен заступник, который действительно является экспертом и врачом.

Почему, начиная духовную жизнь, мы должны потрудиться

Тем, чья цель взойти на небеса телесно, действительно требуется принуждать себя, им необходимо постоянное страдание, особенно на ранних стадиях самоотречения, пока наша любовь к земным удовольствиям и бесчувственное сердце посредством видимых скорбей не отыщут в себе любовь к Богу и целомудрие. 

Огромный труд, огромный воистину, с невидимыми окружающим страданиями, особенно для тех, кто живет беззаботно. Но мы должны через простоту, полное отсутствие гнева и усердие заставить наш разум, постоянно брешущую жадную собаку, научится любить целомудрие и созерцательность. 

Помощь Бога несомненна

Но позвольте нам, тем, кто подвержен слабостям и страстям, иметь храбрость предоставить наши немощи и природную слабость Христу без колебаний, с верой. Мы должны покаяться в этом перед ним и быть тверды, чтобы принять Его помощь, которая намного выше наших заслуг, если только мы намерены безостановочно идти к глубинам смирения. 

Основано на трудах Иоанна Лествичника