Начиная с X века, Карея – резиденция прота и высшего управляющего органа Святой Горы. Тогда это было поселение, состоящее из небольших старых обителей и зданий, в которых жили представители отдаленных монастырей.
Обычно 15 августа, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, братия собирались в храме Протата, самом сердце афонского монашества. Споры между монастырями, главным образом о земельных владениях, также разбирались здесь.
Храм Протата представляет собой большую трехнефную базилику с нартексом. Он освящен в честь Успения Божией Матери. Храм был построен в IX веке императором Михаилом III, в Xвеке достраивался Никифором II Фокой, а затем перестраивался в период правления Андроника II Палеолога (1282-1328). Роспись (около 1300 года) приписывают художнику Мануилу Панселину, работы которого сегодня известны во всём мире.
В невероятно масштабном ансамбле фресок нет ничего лишнего. Изящно выполненные лики раскрывают самую суть человека. Это выдающиеся образцы искусства палеологовской эпохи.
Недалеко от Протата, на северо-востоке, расположена колокольня (ее постройку относят к 1781 году) с двумя трапециевидными колоннами, образующими галерею. Колоколов несколько, самый большой весит 1200 кг.
Иконостас мраморный, его создание относят к X веку. На синтроне в алтаре помещена самая известная святогорская икона, образ Божией Матери «Кариотисса», наиболее известный под названием «Достойно есть».