Диакон в Православной Церкви – третья, низшая степень священства после епископа (первой) и пресвитера (второй). Слово «диакон» (от греческого διάκονος) означает «слуга», «помощник» или даже «вестник». Изначально так называли тех, кто прислуживал на трапезах.
Принято считать, что началом диаконского служения в ранней Церкви стало избрание апостолами семерых мужей, одним из которых был святой Стефан, для помощи в ежедневной раздаче потребностей, как это описано в 6 главе Книги Деяний.
Диакониссы
Слово «диаконисса» (διακόνισσα) в Библии не встречается. Хотя одна женщина, Фива, всё-таки упоминается в Рим. 16, 1-2 в качестве «диакона» (в греческом оригинале стоит слово διάκονος) Кенхрейской церкви. О ее обязанностях или полномочиях ничего конкретно не сказано, но предполагается, что письмо апостола Павла в Рим доставила именно она.
Облачения
Облачения диакона составляют стихарь, орарь и поручи.
Стихарь, просторную одежду до самого пола с длинными рукавами, надевают все священнослужители, что напоминает им о благодати Святого Духа, облекающей в ризы спасения и радости. Диаконские стихари, в отличие от подризников, которые носят под другими облачениями священники и епископы, сделаны из более плотной ткани, а рукава у них шире.
Вторая принадлежность диаконского облачения – орарь. Это длинная узкая лента из ткани, которая опоясывает тело и опускается с левого плеча. Она знаменует благодать Святого Духа, которой диакон умащивается, как елеем, в таинстве Священства. Ношение ораря для диакона обязательно, без него он не может служить. Когда он призывает людей к молитве или ко вниманию, то, взяв конец ораря, воздевает правую руку. Епитрахиль священника и омофор епископа – это особые виды ораря.
Еще одна часть облачения – поручи. Это нарукавники, которые носятся на запястьях и стягиваются длинными шнурками. Их также надевают епископы и священники. С практической точки зрения их носят, чтобы другие облачения не мешали во время службы. Но еще поручи напоминают священнослужителям, что они совершают таинства не своими силами, а благодатью Божией.
Участие диаконов в службе
По большим праздникам диаконы могут носит на плечах кивории – украшенные ковчежцы, обычно в форме храма. Сегодня внутри них ничего нет, но в прошлом туда помещали раскаленные угли для кадила. Поскольку киворий был весьма горячим, под него диакон подкладывал себе на плечо кусок плотной ткани. Со временем эта ткань превратилась в расшитую накидку, которая знаменует благодать Святого Духа, облекающую священнослужителя.
Кроме того, по праздникам диакон берет в руки «херувима» – округлый металлический знак, символизирующий присутствие ангелов на литургии. Также, если служит епископ, диакон носит и подает ему дикирий (греч. δικήριον или δίκηρον) и трикирий (греч. τρικήριον илиτρίκηρον), богослужебные светильники. Эти слова означают «двухсвечник» и «трехсвечник» соответственно. Две свечи дикирия обозначают соединение двух природ в Иисусе Христе, а три свечи трикирия символизируют Святую Троицу. Подсвечники расположены под углом, так что свечи перекрещиваются.
Еще диакон может носить рясу и подрясник (как символ усмирения собственных воли, желаний и пристрастий, а также в знак послушания Богу, своему епископу, литургическим и каноническим традициям Церкви).
Во время богослужений диакон, как правило, облачен в стихарь с орарем на левом плече. Только перед Причащением Святых Таин орарь для удобства располагается крест-накрест, как у иподиакона.
Права
Помимо прочего, для совершения таинств диакону позволено прикасаться к жертвеннику и престолу, а также проходить через Царские врата.