Аскетика — это область медицины, направленная на врачевание бессмертной души человека и достижение беспредельного личного совершенства.
Стремление к Богу
Своими силами такого не достичь никому, одной лишь милостью Божьей. Надо только на деле доказать Господу, что мы этого хотим, ибо Он по Своей кротости не нарушает нашу свободу.
Заповеди Господни – не распоряжения начальника подчинённым, а рецепт исцеления человеческой личности и достижения подлинного счастья и любви.
Потому аскетика — это ключевой момент православной духовности. Она говорит не о бездействии, но призывает к действию. Это главное средство для того, чтобы приблизиться к Богу. Это нормы поведения, с помощью которых мы можем усовершенствовать свою жизнь и уподобиться Христу.
Аскетика – часть духовности, изучающая принципы и действия, которые возводят человека на первую ступень восхождения к совершенству, к созерцанию и единению с Богом.
Наше спасение зависит от благодати Божьей, которая подаётся нам даром. Аскетика же есть активная часть духовной жизни. Это те старания, которые мы должны соединить с Божьей благодатью. Это не одно из условий, а сама суть ответа на Его любовь, с помощью которой мы можем достичь совершенства. Господь ведёт нас, но только мы решаем, следовать ли за Ним.
Аскетика как спорт
Святой Павел, говоря об аскетике, использует метафору спортивного соревнования. Он пишет:
«…ни один атлет не получит венца победителя, если не по правилам состязается» (2 Тим. 2: 5).
«На соревнованиях, как вы знаете, состязаются в беге многие, но награду получает только один. Бегите же так, чтобы получить. Всякий состязающийся обязывает себя к строгому воздержанию. Но делают они это, чтобы получить в награду венок земной и тленный, мы же хотим стяжать себе венец неувядаемый. Потому бегу я не как тот, кто не видит цели; и веду свой кулачный бой не так, чтобы попусту бить воздух. Нет, подобно атлету, я не щажу своё собственное тело и его порабощаю, чтобы, возвестив Благую Весть другим, самому не оказаться отвергнутым» (1 Кор. 9: 24–27).
Аскетические упражнения, такие как послушание (самое важное и самое тяжёлое), молитва, пост и покаяние, освобождают нас от греха, закаляют нашу природу. Это самые что ни на есть активные действия.
По творениям отца Думитру Стэнилоаэ, святого апостола Павла