Как мы уже неоднократно говорили, уныние часто бывает одним из ответвлений многословия, это его первое исчадие.
Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив.
В псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко как железо, в рукоделии безленостно, в послушании лицемерно.
Муж послушливый не знает уныния, чрез чувственные дела исправляя мысленные и духовные (делания).
Жизнь в общежительных монастырях противна унынию. Но для отшельника оно всегдашний сожитель, прежде смерти оно от него не отступит, и до кончины его на всякий день будет бороть его. Увидев келлию отшельника, уныние улыбается, и приблизившись к нему, вселяется подле него.
Врач посещает больных поутру, а уныние находит на подвижников около полудня.
Уныние подговаривает к странноприимству. Увещевает подавать милостыню от рукоделья, усердно побуждает посещать больных, напоминая о Том, Который сказал: «был болен,.. и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:36). Увещевает посещать скорбящих и малодушествующих, и, будучи само малодушно, внушает утешать других малодушных.
Ставшим на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах, и употребляет всякое ухищрение, чтобы только увести нас от собеседования с Господом каким-либо благовидным предлогом, словно конской уздой.
В третьем часу бес уныния производит дрожание, боль в голове, жар, боль в животе. Когда же настанет девятый час, дает немного окрепнуть. А когда уже и трапеза предложена, понуждает соскочить с одра. Но потом, в час молитвы, снова отягощает тело. Стоящих на молитве он погружает в сон, и в несвоевременных зеваниях похищает стихи из уст.
По творениям святого Иоанна Лествичника