Монастырь Святого Павла

Монастырь Святого Павла располагается на юго-западной стороне Святой Горы, в устье ущелья между двумя потоками, недалеко от моря, между Новым Скитом и монастырем Дионисиат. Согласно преданию, подвижник по имени Стефан в 337 г. построил на этом месте келию и посвятил ее празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В начале X в. сюда снова пришли монахи, и монастырь пережил второе рождение стараниями прп. Павла Ксиропотамского (память 10 августа). Он пришел в эти места после того, как построил монастырь Ксиропотам, и сначала жил здесь один. Известно, что келия, где поселился св. Павел, изначально принадлежала монастырю Ксиропотам. Затем к нему стали приходить другие подвижники и, впоследствии, образовалась монашеская община, получившая имя своего основателя. Монастырь имеет вид четырехугольника, в плане, с высокими крепостными стенами, завершающимися келейными строениями. Великолепно выстроенный 11-главый соборный храм освящен в честь праздника Сретения Господня.

В XIV в. детище св. Павла передали в качестве келии сербским инокам Герасиму Радониасу и Антонию Пегасесу, а они смогли уже возвысить его до статуса монастыря. К началу XV в. появились византийские и сербские благодетели. Особого упоминания заслуживает принцесса Мара (Мария), дочь сербского правителя Георгия Бранковича, супруга султана Мурада II, завоевавшего Фессалоники. Оставаясь православной христианкой и после замужества, Мария пожертвовала монастырю тысячу дукатов и два имения. Во время захвата Константинополя турки разграбили город и, помимо прочего, взяли императорскую казну, в которой было множество драгоценных предметов, в том числе Дары волхвов Младенцу Христу.

Дары волхвов, как свидетельствуют церковные историки, бережно хранила всю жизнь Матерь Божия, передавшая их незадолго до Своего Успения в Иерусалимскую Церковь, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400-го года. Далее Дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь для освящения новой столицы империи, где их поместили в храме Святой Софии. Позже они попали в город Никею и хранились там приблизительно шесть столетий, после чего вновь возвратились в Константинополь, а после падения города (1453) их преподнесли в дар супруге султана, а она отправилась на корабле на Святую Гору, чтобы передать их монастырю святого Павла. Когда Мария в сопровождении придворных вельмож сошла на берег и находилась на полпути к монастырю, перед ней предстала величественного вида Жена и спросила: «Кто ты, дерзнувшая войти в Мой сад?» Мария ответила: «Я – Царица Сербии. Я принесла священные Дары волхвов». Тогда явившаяся Жена сказала: «Здесь Я Царица, а посему, отправляйся обратно». Произнеся это, чудесная Жена, «воссиявши, подобно звезде, Божественной красотой и славой», исчезла. Мария поняла, что то была Сама Пресвятая Богородица. Она упала на колени и стала просить прощения. Потом отдала Дары афонским монахам и спешно вернулась на корабль. На берегу в память об этом событии построили часовню. Этот памятник стоит и поныне – небольшая, белая, открытая с трех сторон часовенка. Монахи-святогорцы сохранили драгоценные для человечества Дары волхвов до наших дней. С особым тщанием бесценные сокровища хранят греческие иноки монастыря святого Павла в нескольких небольших ковчегах-мощевиках. Монахи хорошо понимают, как велики для всех паломников духовная, историческая и археологическая ценность Даров волхвов, поэтому они после ночных богослужений выносят их на поклонение всем гостям обители.

В монастыре хранится несколько чудотворных икон Божией Матери.

Икона «Кафрептис» («Отображение»), или «Дискос» («Зерцало»). написанная в VII веке на обратной стороне женского зеркала. В эпоху иконоборчества икона принадлежала благочестивой царице Феодоре, жене византийского императора-иконоборца Феофила. Однажды императрицу, втайне от мужа молящуюся перед этой иконой, застал евнух – слуша императора и доложил об этом своему господину. Император в гневе спросил Феодору: «Ты что, не императрица? Ты не слышала моего указа, что нельзя поклоняться иконам?» Она ответила: «Император, евнух ошибся». Дальше она сказала мужу о том, что она целовала свое отображение в зеркале. Этим Феодора смогла спасти себя от разгневанного императора. Однако иконоборец в неистовстве бросил зеркало с изображенной на ней иконой в огонь, но та не сгорела. Впоследствии эту икону перенесли из Константинополя на Святую Гору.

Икона «Мировлитисса» («Мироточивая»), окруженная 28 изображениями разных святых, мощи которых находятся тут же, и при них надписи каждого святого – дар монастырю от императора Андроника.

Икона «Нисиотисса» («Островитянка») принесена в монастырь его ктитором – св. Павлом из монастыря Мирелэон, основанного его отцом Михаилом Ранкаве.

Среди святынь в монастыре также хранятся: два креста с частями Животворящего Древа Креста Господня; напрестольный большой деревянный крест, по преданию принадлежавший Константину Великому, обложенный с обеих сторон малыми иконами, писанными на пергаменте по золотому полю, числом более 50; главы сщмчч. Анфима Никомидийского и Ипатия Гангрского, прп. Феодоры Александрийской; части мощей: свт. Григория Богослова, прп. Максима Исповедника, вмч. Пантелеимона, Сорока мучеников Севастийских, прмч. Каллиника Нового, свт. Василия Великого, архидиак. Лаврентия.

Кроме соборного храма, в обители есть параклисы: свв. Константина и Елены, свт. Николая, прп. Павла, вмч. Георгия, свт. Григория Богослова.

Монастырю св. Павла принадлежат 12 небольших храмов и часовен, три келии в Карее и два скита – святого Димитрия и Новый Скит.

Расстояние от Кареи до монастыря святого Павла – 25 км.